Уникальность творческого тандема

Последние несколько лет творческая жизнь театра очень активная и разносторонняя – премьеры, гастроли, конкурсы, – как будто и нет проблем и сложностей, связанных с войной и блокадой. Возможно ли это? Да, но как? Разгадкой такого «парадокса» является сплоченная работа всего коллектива, стремящегося сохранить традиции и результаты 90-летней деятельности театра и покорять новые высоты.

Возглавляют коллектив два известных лидера – генеральный директор театра народный артист Донецкой Народной Республики Евгений Денисенко и художественный руководитель театра народный артист Украины Вадим Писарев, – которые в творческом процессе дополняют друг друга, образовав своего рода творческий тандем.

У каждого из них огромный опыт за плечами, долгие годы работы с творческими коллективами, признания и награды. И когда речь идет о новой постановке или реализации очередного творческого проекта, их сильные стороны и качества способствуют достижению высокого результата.

Талантливый, гениальный, харизматичный Вадим Писарев буквально горит всем, что создает – от короткого комментария до постановки грандиозного балета. Он воодушевляет своими тысячами идей и планов и заставляет поверить каждого, что все получится и быть добру.

Творческий, рассудительный и всегда убедительный Евгений Денисенко с прекрасной питерской режиссерской школой, профессиональными организаторскими способностями и огромным жизненным опытом присутствует на всех постановках и репетициях. Его профессиональные замечания и подсказки очень ценные и придают спектаклю или отдельной мизансцене логическое завершение.

Благодаря таким качествам характера этих двух руководителей, как смелость, решительность, преданность делу и театру, которому они служат, а также полному доверию друг другу и отсутствию распространенного в театральной жизни соперничеству в театре с 2014 года созданы уникальные постановки: оперы «Пиковая Дама» П. Чайковского и «Любовные похождения сэра Джона Фальстафа» Дж. Верди; театральная мистерия «Carmina Burana» К. Орфа; балеты «Спартак» А. Хачатуряна, «Спящая красавица» П. Чайковского, «Болеро… шах/мат» М. Равеля, «Танго… история любви» А. Пьяццоллы; опера-балет «Он хотел жить, “как все другие”» С. Прокофьева, К. Сен-Санса. Генеральным директором инициирована постановка масштабнейшей исторической оперы «Князь Игорь» А. Бородина к 90-летнему юбилею театра. И даже, если их имен нет в титрах или программках, именно они стоят за всем восстановленным театральным репертуаром и многими другими мероприятиями.

Это огромная удача для всего театра, что генеральный директор и художественный руководитель ведут коллектив в одном направлении, подхватывая идеи друг друга, дополняя их и развивая.

За годы проведения фестиваля в нем приняли участие более 500 выдающихся мастеров балета из 50 стран мира: Юрий Григорович, Владимир Васильев, Михаил Лавровский, Сергей Филин, Нина Ананиашвили, Людмила Семеняка, Светлана Захарова, Диана Вишнева, Илзе Лиепа, Николай Цискаридзе, Фарух Рузиматов, Денис Матвиенко, Дарья Хохлова и многие другие.

В рамках фестиваля на донецкой сцене с огромным успехом выступали балетные труппы Большого театра, Мариинского театра, Московского государственного театра «Русский балет» под руководством Вячеслава Гордеева, Президентского театра оперы и балета Словакии Андрея Шота, Краснодарского музыкального театра под управлением Юрия Григоровича, Государственного балета Грузии под руководством Нины Ананиашвили, Московского академического музыкального театра им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко, Михайловского театра Санкт-Петербурга, Берлинской государственной оперы, Парижской Гранд Опера, Датского Королевского балета и многих других.

Во всех концертах и спектаклях Международного фестиваля «Звезды Мирового Балета» традиционно принимали участие юные танцовщики – учащиеся Школы хореографического мастерства Вадима Писарева.

Этот фестиваль сыграл самую заметную и важную роль в создании нового культурного образа Донецка и всего Донбасса. Новый фестиваль хореографического искусства сразу оказался в центре внимания любителей балета и стал одним из важнейших регулярных событий жизни Донбасса. Широкий круг известных исполнителей и постановщиков, привлеченных к участию в фестивалях, сделали «Звезды Мирового Балета» популярными далеко за пределами региона.

Осуществление амбициозного плана Вадима Писарева и проведение Первого фестиваля «Звезды Мирового Балета» стало возможным не только благодаря известности его инициатора, но и вследствие подъема профессионального хореографического искусства Донбасса, расцвету деятельности балетной труппы Донецкого театра оперы и балета.

Настоящей сенсацией Первого фестиваля стала премьера на донецкой сцене одноактного балета «Самсон и Далила» А. Хачатуряна, где главные партии исполнили Вадим Писарев, Инна Дорофеева и Владимир Каракулев.

Общественный резонанс фестиваля «Звезды Мирового Балета» в Донецке и за рубежом стимулировал появление новых хореографических проектов, которые свидетельствовали как о высоком уровне развития танцевального искусства в городе, так и о значительном творческом потенциале Донецкого государственного академического театра оперы и балета имени А.Б. Соловьяненко.

Проведение фестиваля способствовало установлению творческих контактов между труппой Донецкого театра и знаменитыми балетными коллективами. Результатом развития этих контактов стала совместная украинско-норвежская постановка балета «Пер Гюнт» Э. Грига (1997 г.), в которой Вадим Писарев выступил в качестве и солиста, и хореографа. Постановка балета стала первым международным хореографическим проектом театра, осуществленным при содействии Министерства культуры и искусств Украины, Украинской академии танца, Королевского посольства Норвегии в Украине, Министерства иностранных дел и Министерства культуры Норвегии.

Фраза «ХХ – Высокий полет!» выбрана слоганом юбилейного фестиваля «Звезды Мирового Балета» не случайно, ведь именно критерий высоты полета, и в прямом, и в переносном смыслах, был определяющим при выборе участников и приглашенных исполнителей.

Другие статьи

Донецкий театр оперы и балета, являясь ведущим культурным центром Донецкой Народной Республики, на протяжении многих лет, а именно с 1932 года, ведет активную деятельность, направленную на популяризацию высокого классического оперного и балетного искусства. За годы существования театра на его сцене поставлены сотни образцов мировой классики, выступали выдающиеся артисты, проводились престижные конкурсы и фестивали. Можно с уверенностью сказать, что творческий уровень театра повышается с каждым годом. Все это духовно и культурно обогащает жителей промышленного Донбасса. С 2012 года Донецкий театр оперы и балета известен и под брендом Донбасс Опера.
Донецкий государственный академический театр оперы и балета имени А.Б. Соловьяненко за 90 лет своей творческой деятельности внес огромный вклад в формирование культуры нашего региона, стал мерилом нравственных и духовных ценностей для зрителей. Мы гордимся достойным академическим репертуаром, включающим в себя лучшие образцы русской и мировой классики.
90 лет деятельности Донецкого театра оперы и балета – это десятки тысяч спектаклей, миллионы зрителей, это сотни названий балетов, опер, музыкальных комедий, оперетт, музыкальных сказок, воплощенных на нашей сцене. Среди них все самые известные произведения русской и зарубежной классики, многие из которых были впервые поставлены именно на донецкой сцене.
За 90 лет творческой деятельности в театре были осуществлены постановки классических балетных спектаклей, которые заняли почетное место в репертуаре театра, были признаны и любимы зрителями.
Есть что-то грандиозное и великое в том, что большое количество людей, охваченное единым творческим порывом, транслирует свой поток вдохновения на аудиторию и общается с ней. Огромная роль в создании спектаклей принадлежит хоровому коллективу, который является органичной частью оперной труппы театра.