На сцене театра поставлено более 260 оперных, балетных спектаклей, оперетт и детских музыкальных сказок. В каждой классической постановке зритель открывает для себя новые духовные богатства, каждому новому поколению исполнителей искусство дает неисчерпаемый материал для творчества.
Донецкий театр оперы и балета ведет свою историю с 1932 года, когда постановлением Народного комиссариата просвещения Передвижную оперу Правобережной Украины в городе Виннице передали в распоряжение Донецкого театрального треста. Театр получил прописку в городе Луганске, который тогда входил в состав Донецкой области, и в сентябре 1932 года оперой «Князь Игорь» А. Бородина открыл свой 1-й театральный сезон. Ставили спектакль режиссер В.Я. Манзий и дирижер А.Г. Ерофеев.
В период с 1933 по 1940 год на сцене Луганского театра были осуществлены постановки многих оперных и балетных спектаклей. Среди них замечательные произведения классического наследия – оперы: «Борис Годунов» М. Мусоргского; «Русалка» А. Даргомыжского; «Царская невеста» Н. Римского-Корсакова; «Евгений Онегин», «Черевички», «Пиковая дама», «Мазепа»
П. Чайковского; «Кармен» Ж. Бизе; «Аида», «Риголетто», «Травиата» Дж. Верди; «Севильский цирюльник» Дж. Россини; «Фауст» Ш. Гуно; «Чио-Чио-Сан», «Флория Тоска» Дж. Пуччини и другие; балеты: «Лебединое озеро»
П. Чайковского; «Раймонда» А. Глазунова; «Конек-Горбунок», «Эсмеральда» Ц. Пуни.
Особое внимание театр уделял постановкам произведений советских композиторов. Были поставлены оперы: «Тихий Дон», «Поднятая целина»
И. Дзержинского; «Броненосец «Потемкин» О. Чишко; «Перекоп» Ю. Мейтуса, В. Рыбальченко, М. Тица.
В 30-е годы Донецкий театр, несмотря на свою молодость, оказался в числе передовых творческих коллективов республики.
Развивающийся индустриальный Донбасс всегда был предметом особого внимания. Руководство страны, заботясь о духовном и культурном развитии населения, в 1936 году начинает строительство нового театра в Сталино (Донецке) по проекту архитектора Людвига Ивановича Котовского. Архитектура театра решена в классическом стиле. Массивная аркада на главном фасаде придает зданию монументальную торжественность, ажурные, декоративные колоннады – воздушность. Этот уникальный проект не имеет аналогов, отличается просторными фойе I, II, III этажей для зрителей (площадь – 3,0 тыс. кв. м). Зрительный зал, фойе, потолки и стены театра украшены лепкой с легкой позолотой. Над партером и бельэтажем зрительного зала в нишах установлены бюсты известных композиторов и поэтов. Зрительный зал (на момент открытия – 976 посадочных мест) украшает огромная хрустальная люстра, которая была заказана архитектором и изготовлена в Донбассе на Константиновском стекольном заводе.
12 апреля 1941 года премьерой оперы «Иван Сусанин» М.И. Глинки театр открыл свой очередной сезон уже в новом театральном здании. Первым директором и художественным руководителем театра был выдающийся оперный режиссер заслуженный артист РСФСР, орденоносец Иосиф Михайлович Лапицкий – последователь системы Станиславского. Его назначение благотворно повлияло на формирование творческого поиска коллектива.
В репертуарную афишу были включены оперы: «Фауст» Ш. Гуно; «Паяцы» Р. Леонкавалло; «Севильский цирюльник» Дж. Россини. Планировались новые классические постановки, но вскоре началась Великая Отечественная война, и артисты были эвакуированы в Киргизскую ССР.
В августе 1943 года Красная Армия начала операцию по освобождению Донбасса от немецко-фашистских захватчиков. 6-7 сентября завязались бои на подступах к г. Сталино.
7 сентября в 19 часов моторизованный отряд, сформированный из состава 87-й гвардейской стрелковой дивизии, под командованием заместителя командира 264-го гвардейского стрелкового полка капитана Н.Н. Ратникова с боем прорвался в центр города и в 20 часов 30 минут командир отделения автоматчиков сержант Николай Герасименко и рядовой Андрей Жуйков водрузили на здании театра оперы и балета Красное Знамя.
К утру 8 сентября 1943 года советские войска освободили город. Здание театра осталось невредимым – по какой-то причине комендант города Ленц приказал его разминировать.
В память об этом знаменательном событии на здании театра в 1983 году в честь 40-летия освобождения Донбасса от немецко-фашистских захватчиков была установлена мемориальная доска.
После войны театр стал центром музыкальной культуры Донбасса. Нет ни одного признанного классического произведения, с которым бы театр не познакомил донецкого зрителя. Творческая жизнь проходила в постоянном поиске новых произведений и возрождении спектаклей всемирной классики.
В разные годы в должности главного режиссера в театре работали: Александр Здиховский, Евгений Кушаков, Петр Марущенко, Виталий Аверченко, Александр Лебедев и другие.
На сцене театра выступали народные артисты СССР: Ирина Колпакова, Ольга Лепешинская, Марина Семенова, Валерия Барсова, Иван Козловский, Мария Биешу, Сергей Лемешев, Иван Паторжинский, Клавдия Шульженко, Анатолий Соловьяненко, Юрий Гуляев и другие.
На страницах центральных газет многие годы театр называли «лабораторией современной оперы». Впервые в Украине именно на сцене донецкого театра поставлены оперы, которые еще не имели сценического воплощения в других театрах: «Девушка с Запада» Дж. Пуччини; «Андре Шенье» У. Джордано; «Дон Жуан» В.А. Моцарта; «Ярослав Мудрый» Ю. Мейтуса.
Театр одним из первых в Украине обратился к произведениям современных украинских композиторов, осуществив постановку спектаклей: «Сорочинская ярмарка», «Оксана» В. Гомоляки; «Лесная песня» М. Скорульского.
В советские годы репертуарная афиша обогатилась классическими произведениями советских авторов, которые раскрыли новые творческие возможности театра, утвердили на оперной и балетной сцене революционную, героическую тему и образ современника: «Молодая гвардия» Ю. Мейтуса; «Тихий Дон», «Поднятая целина» И. Дзержинского; «Целина» А. Рудянского; «Вулкан» Е. Юцевича; «Семен Котко» С. Прокофьева; «Любовь Яровая» В. Энке; «Сквозь пламя» В. Губаренко. На сцене театра были поставлены спектакли композиторов советских республик: «Шурале» Ф. Яруллина; «Кето и Коте» В. Думбадзе; «Спартак» А. Хачатуряна; «Тысяча и одна ночь» Ф. Амирова.
В 70-80-е годы театр сотрудничал с театрами бывших социалистических стран – Шленской оперой в Польше, Пражским национальным театром (ЧССР), с Магдебургским театром имени Максима Горького (ГДР). На сценах этих театров главный режиссер народный артист УССР Евгений Кушаков поставил русскую классику – оперы «Князь Игорь» А. Бородина и «Борис Годунов» М. Мусоргского, которые получили высокую оценку прессы и общественности. Благодаря сотрудничеству деятелей искусств из Германии, Болгарии, Чехословакии и постановщикам театра – дирижеру народному артисту Украины Тарасу Микитке и хормейстеру народной артистке Украины Людмиле Стрельцовой – на донецкой сцене состоялась премьера оперы «Орфей» К.В. Глюка.
2 ноября 1977 года приказом Министерства культуры СССР № 857 Донецкому государственному русскому театру оперы и балета был присвоен статус «академический».
В сентябре 1979 года на сцене Московского академического музыкального театра имени К. Станиславского и В. Немировича-Данченко состоялись гастроли Донецкого государственного академического русского театра оперы и балета. На первые гастроли дончане привезли 14 классических спектаклей, дающих представление о творческом почерке, репертуарной направленности театра. В гастрольную афишу были включены: оперы «Ярослав Мудрый» Ю. Мейтуса; «Царская невеста» Н. Римского-Корсакова; «Дон Жуан» В.А. Моцарта; «Орфей» К.В. Глюка; «Лючия ди Ламмермур» Г. Доницетти; «Девушка с Запада» Дж. Пуччини; «Андре Шенье» У. Джордано; балеты «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева; «Муза поэта» В. Доценко, В. Стародубровского и музыкальные сказки для детей. Представители средств массовой информации Москвы высоко оценили профессиональное мастерство ведущих солистов, талантливую творческую молодежь, хор, оркестр и балет театра.
В 1993 году оперная труппа, первой среди оперных театров Украины, была приглашена на фестиваль оперного искусства в Италию в города Трапани и Фиденце, где принимала участие в праздновании 180-й годовщины со дня рождения Джузеппе Верди. Оперы «Отелло» и «Набукко» в исполнении солистов донецкого театра были признаны лучшими среди оперных коллективов стран содружества. На протяжении многих лет театр достойно представлял классические оперные и балетные спектакли на международных фестивалях в Италии, Испании, Англии, США, Японии, Франции, Болгарии, Германии, Швейцарии, Норвегии, России, Омане и других странах.
С 9 декабря 1999 года театр носит имя нашего выдающегося земляка народного артиста СССР Анатолия Борисовича Соловьяненко. Образ знаменитого тенора увековечен в памятнике, установленном в сквере возле театра.
В 2005 году коллектив театра возвратился к работе над программой возрождения украинской классики. Для реализации творческого замысла постановки оперы «Богдан Хмельницкий» К. Данькевича были приглашены постановщики из Львова, Киева, Кировограда. По своему художественному масштабу опера стала всеукраинским событием и после премьеры в Донецке с триумфом прошла во Львове и Киеве.
За весомый вклад театра в развитие украинской музыкальной культуры, популяризации оперного и балетного искусства Указом Президента Украины от 26.11.2009 № 972/2009 театру был присвоен наивысший статус «национальный».
Являясь своеобразной творческой лабораторией, театр продолжал ставить успешные эксперименты, собирать восторженные отзывы критиков и был единственным в Украине, где проводились международные фестивали «Звезды Мирового Балета», «Золотая корона», «Золотые голоса Украины», в которых принимали участие известнейшие артисты оперы и балета. На протяжении десяти лет в театре проходил единственный в Украине фестиваль детских балетных спектаклей «Гран Па». На праздник танца собирались воспитанники из разных хореографических школ стран ближнего и дальнего зарубежья. Дети посещали мастер-классы известных хореографов.
В 2011 году в Донецке на сцене театра состоялся VII Международный конкурс балета имени Сержа Лифаря. Шесть конкурсов прошли в Киеве, а седьмой состоялся уже в Донецке. Инициатором проведения этого конкурса выступил победитель многих международных конкурсов артистов балета художественный руководитель театра народный артист Украины Вадим Писарев. Жюри возглавлял народный артист СССР, профессор, президент Международного союза деятелей хореографии и Международной федерации балетных конкурсов Юрий Николаевич Григорович.
Культурные проекты театра способствовали укреплению международного имиджа Донбасса. В декабре 2012 года впервые в Украине на сцене Донецкого театра на языке оригинала зазвучала знаменитая опера «Летучий Голландец» Р. Вагнера, которая была приурочена к 200-летию со дня рождения композитора. Премьера состоялась при поддержке посольства Германии и культурного центра Гете-Институт в Киеве.
Для реализации столь амбициозного проекта были приглашены постановщики и исполнители из Германии, России, Австрии.
Музыкальные критики, театроведы, члены Вагнеровского общества назвали премьеру главным культурным событием года в Украине и были единодушны: «В Донецке сделали то, о чем многие театры даже мечтать боялись». Этот проект продемонстрировал готовность коллектива работать на совершенно новом качественном уровне в содружестве с известными постановщиками Европы. Театр поднял на мировой арене имидж города Донецка не только как индустриального, но и культурно развитого европейского города. За реализацию этого проекта театр был удостоен Национальной премии Украины имени Тараса Шевченко.
В 2014 году, когда театр находился на пике творческой славы, а мастерство и профессионализм труппы достигли своего апогея, дальнейший путь к развитию преградила война. 82-й театральный сезон был закрыт досрочно. Как отметил концертмейстер оркестра заслуженный артист Украины Игорь Милютин (первая скрипка): «Нас подстрелили на взлете…».
Большая часть работников театра покинула Донецк, осталась лишь треть коллектива. В театре не осталось ни одного дирижера, крайне мало солистов-вокалистов, солистов и артистов балета, артистов хора и оркестра.
Летом 2014 года в склад театральных декораций попал снаряд, были уничтожены все твердые декорации к спектаклям. Генеральный директор театра Василий Рябенький провел с оставшимися работниками собрание, чтобы решить, что делать дальше. Артисты сказали: «Будем работать, несмотря на несмолкающие обстрелы».
Открылся 83-й сезон опереттой «Летучая мышь» И. Штрауса. Зрителей пускали бесплатно, о чем заранее оповестили по радио. Люди со слезами на глазах благодарили театр за мужество и за возможность искусством лечить душевные раны, нанесенные войной.
Но беда не приходит одна. Через два дня после открытия сезона в октябре 2014 года внезапно ушел из жизни еще молодой и полный творческих сил и планов Василий Рябенький. Театр осиротел… Полное непонимание того, что же теперь будет?
И именно здесь хочется сделать паузу и вспомнить всех директоров, которые в разные годы руководили театром. Все они вложили силы, опыт и душу, чтобы Донбасс Опера стала такой, как мы ее знаем и любим.
До самого начала военных действий в Донбассе на протяжении 18 лет, дольше всех остальных, Донбасс Оперу возглавлял заслуженный деятель искусств Украины Василий Иванович Рябенький.
За годы работы в театре Василию Ивановичу удалось сформировать достойный творческий коллектив, с которым он вывел театр на качественно новый творческий уровень. Он продолжал развивать театральные традиции, которые закладывались в театре поколениями режиссеров, дирижеров, художников, ведущих артистов. Под его руководством ежегодно проводились фестивали оперного и балетного искусства, которые пользовались большой популярностью не только у жителей Донбасса, но и за пределами региона.
За театральные достижения Рябенький В.И. получил звание заслуженного деятеля искусств Украины (2006 г.), удостоен ордена «За заслуги перед Отечеством» III степени (2009 г.). Как художественный руководитель культурного международного проекта постановки оперы «Летучий Голландец» Р. Вагнера стал лауреатом Национальной премии Украины имени Тараса Шевченко (2014 г.).
Василий Иванович Рябенький был опытным профессионалом, за что его ценили и уважали коллеги, но что гораздо важнее – он был человеком с большим сердцем, искренне переживающим за театр – его работников и зрителей, за это его любили, все, кто знал. 2014 год был крайне напряженный для всех нас, и сердце Василия Ивановича не выдержало этого напряжения. Война унесла жизнь этого человека…
Возглавить театр в такой сложный период решился заслуженный деятель искусств Украины Евгений Денисенко, который был хорошо знаком с коллективом театра, поскольку множество отчетных концертов Донецкой области в Киеве и прочих значимых мероприятий с участием коллектива театра организовывал и проводил именно он.
Четыре артиста оркестра и один солист-вокалист экстренно стали за дирижерский пульт и спасли ситуацию. Затем они получили дополнительно дирижерское образование в России.
Главным дирижером театра был назначен лауреат международного конкурса Юрий Парамоненко, главным режиссером – Оксана Антоненко.
Постепенно возвращались артисты, приходили молодые специалисты. Театр приступил к восстановлению утраченных декораций, и репертуар стал расширяться.
В 2015 году постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики от 12.03.2015 № 3-21 «О создании государственных предприятий, учреждений культуры и искусства» театр был переименован в Донецкий государственный академический театр оперы и балета им. А.Б. Соловьяненко.
30 октября 2015 года в театре состоялась первая премьера с начала военных действий на территории Донбасса – масштабная опера «Бал-маскарад» Дж. Верди. Ее постановку планировали еще до войны, режиссером должен был стать итальянец Итало Нунциата, но не случилось. Часть постановочной работы была уже сделана. Продолжил работу и выпустил спектакль режиссер-постановщик из России – народный артист России Юрий Лаптев.
С того момента коллектив Донбасс Оперы работал в штатном режиме и выпускал премьеры одну за одной, доказывая всему миру, что искусство и дух Донбасса невозможно убить. Мы живем, развиваемся и дарим высокое искусство людям. А каждая новая премьера театра – это всегда открытие и подарок тем, для кого существует театр, – нашим зрителям.
За семь военных лет коллектив театра поставил на своей сцене более 25 премьер, среди которых широко известные масштабные оперные и балетные спектакли: «Пиковая дама», «Спящая красавица» П. Чайковского; «Любовные похождения сэра Джона Фальстафа» Дж. Верди; «Он хотел жить, “как все другие”» С. Прокофьева, К. Сен-Санса; «Баядерка» Л. Минкуса; «Carmina Burana» К. Орфа; «Спартак» А. Хачатуряна и многие другие.
Несмотря ни на что, на сцене театра прошли XXI (2015 г.) и XXII (2017 г.) международные фестивали балетного искусства «Звезды Мирового Балета». В фестивале принимали участие знаменитые танцовщики со всего мира и в свое время он стал визитной карточкой театра.
В 2018 году в Георгиевском зале театра открылась новая театральная площадка – Театральная гостиная, а в 2021 году в фойе второго этажа – Холл-сцена. Эти сценические площадки рассчитаны на показ камерных произведений и тематических концертных программ. Камерные одноактные спектакли «Аптекарь» Й. Гайдна, Кофейная кантата И.С. Баха, «Медведь», «Ведьма», «Беззащитное существо» В. Ходоша, «Кто Вы, Пушкин?», «Пирам и Фисба» Дж.Ф. Лэмпа, «Пиратский треугольник /Рита/» Г. Доницетти, «Сначала музыка, а потом слова» А. Сальери были впервые представлены донецкой публике.
В 2022 году Донбасс Опера отмечает свой 90-летний юбилей. К этой дате большим подарком для всех зрителей является премьера масштабной исторической оперы «Князь Игорь» А. Бородина.
В планах театра множество премьер, новые знакомства, встречи с добрыми друзьями и требовательным, взыскательным, доброжелательным и всегда благодарным зрителем.