Грани звучания

Симфонический оркестр – самый большой творческий цех театра, в состав которого входят опытные музыканты и талантливая молодежь.

Грани звучания

Симфонический оркестр – самый большой творческий цех театра, в состав которого входят опытные музыканты и талантливая молодежь.

За 90 лет за дирижерским пультом симфонического оркестра Донецкого театра оперы и балета работали многие талантливые и именитые дирижеры, а главными дирижерами были: заслуженный деятель искусств РСФСР, заслуженный артист УССР Александр Ерофеев, Александр Ковальский, Виктор Горский, Евгений Шехтман, Леонид Гискин, Генрих Рисман, заслуженный деятель искусств УССР Александр Пресич, Камал Абдуллаев, Михаил Сечкин, заслуженный артист Украины Валентин Куржев, Эммануил Тобиаш, Виктор Лемко, заслуженный артист УССР Игорь Лацанич, народный артист Украины Тарас Микитка, народный артист Украины лауреат национальной премии Украины имени Тараса Шевченко Василий Василенко. 

В репертуаре оркестра произведения практически всех выдающихся композиторов мировой классики. Оркестр театра активно сотрудничает со многими композиторами современности.

Оркестр Донецкого государственного академического театра оперы и балета имени А.Б. Соловьяненко был основан в 1932 году в Луганске. В 1941 году коллектив театра был переведен в Донецк (Сталино) в новое театральное здание. В состав оркестра вошли лучшие музыканты Луганского и Винницкого театров оперы и балета и Донецкой (Сталинской) областной филармонии. Оркестр представлял собой сильный творческий коллектив, во главе которого стоял первый музыкальный руководитель и главный дирижер театра заслуженный деятель искусств РСФСР, заслуженный артист УССР Александр Ерофеев.

Во время Великой Отечественной войны оркестр театра в эвакуации развернул активную творческую работу в городах Фрунзе и Пржевальске Киргизской ССР, проводил широкую концертную деятельность в воинских частях, госпиталях, среди колхозников Иссык-Кульской области.

После освобождения в сентябре 1943 года Донбасса от немецко-фашистских захватчиков, весной 1944 года театр вернулся в Сталино. Здесь коллектив вел большую общественную и шефскую работу, давал многочисленные концерты в госпиталях, воинских частях, на восстанавливаемых заводах и шахтах.

В послевоенное время в оркестр театра пришли одаренные музыканты: А.М. Прохоров, В.Ф. Космина (кларнет); В.Г. Радченко (виолончель); Д.П. Пащенко (валторна); Н.В. Матюшин (труба); Г.Я. Мельник (скрипка); П.А. Мищенко (флейта); В.Н. Субчинский (фагот); 

А.А. Алексахин (альт). Репертуар расширялся.

В 1954-1955 годах коллектив оркестра 

пополнился молодыми артистами. Однако творческое ядро оркестра составляли музыканты старшего поколения, ветераны театра, работавшие 

в коллективе в довоенный период: концертмейстер виолончелей Л.С. Штейнман, флейтисты Я.А. Шустер и Е.В. Назаревский, фаготист А.С. Шутов, концертмейстер группы контрабасов В.А. Фридлянд, скрипачи М.А. Иоэльс и Л.П. Трохман, тубист И.И. Касьянов, ударник А.И. Овчаренко, трубач 

Л.З. Рафаилович, тромбонист З.М. Брустинов.

Повысился профессиональный уровень оркестра, который во многих спектаклях показывал хорошую ансамблевую сыгранность, понимание своих художественных задач. Поднятию общей музыкальной культуры оркестра во многом способствовал талантливый концертмейстер оркестра скрипач 

М.Г. Бабков, работавший с большим энтузиазмом. Он являлся ассистентом дирижера во многих спектаклях.

Большую помощь дирижерам в подготовке спектаклей оказывали концертмейстеры – пианисты С.С. Копелева, Т.Д. Собецкая, Б.С. Кантерман, Е.С. Абрамова, 

В.И. Тонконогов. Долгие годы в театре плодотворно работала концертмейстер Е.М. Руднева.

1960-1980-е годы были плодотворные для коллектива оркестра театра. Ставились новые оперные и балетные спектакли. Артисты оркестра гастролировали по всей территории Советского Союза, Германии, Болгарии, Чехословакии. 

С 1993 года в составе театра оркестр ежегодно выезжал на фестивали оперного и балетного искусства в Италию, Испанию, Францию, Турцию, Англию, Португалию, Германию, Швейцарию.

Оркестр театра, обладая красивым и мощным звучанием, являлся постоянным участником международных фестивалей и театральных премьер. 

С началом военных действий в Донбассе в 2014 году оркестр театр был «обезглавлен» – уехали все дирижеры. Коллектив оркестра также остался недоукомплектованным. Как и в годы Великой Отечественной войны, для театра наступило самое трудное время. На обращение генерального директора В.И. Рябенького спасти положение и стать за дирижерский пульт откликнулись артисты оркестра лауреат международного конкурса Юрий Парамоненко (валторна), Александр Пахоленко (кларнет), Алексей Горобец (скрипка), Павел Куриляк (флейта) и солист оперы Сергей Дубницкий, благодаря которым в условиях военных действий в 2014 году состоялось открытие 83-го театрального сезона. Затем молодые дирижеры театра окончили дирижерские факультеты консерваторий в Москве, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону. Они быстро освоили репертуар театра и с большой эмоциональной силой старались довести до слушателей образы спектакля. 

В такой сложный период коллектив оркестра не пал духом, а под руководством молодых дирижеров и обретя новых молодых и талантливых музыкантов, заиграл особенно вдохновенно. Оркестр, как живой организм, развивается, омолаживается, самоисцеляется благодаря великой силе музыки. После каждого спектакля зрители награждают артистов оркестра искренними аплодисментами. В 85-м театральном сезоне (2016-2017 гг.) главным дирижером театра был назначен Юрий Парамоненко. Под его управлением оркестр находится в постоянном творческом поиске, работая над новыми формами, что лишь подчеркивает профессионализм оркестра и готовность «идти в ногу со временем». За короткий период театр смог восстановить практически весь свой репертуар, который составлял репертуарную афишу до 2014 года. Юрий Парамоненко является дирижером-постановщиком ряда масштабных спектаклей: оперы «Бал-маскарад», «Любовные похождения сэра Джона Фальстафа» Дж. Верди; балеты «Лебединое озеро» и «Спящая красавица», опера «Пиковая дама» П. Чайковского; театральная мистерия «Carmina Burana» 

К. Орфа; балет «Спартак» А. Хачатуряна. Юрий Парамоненко дирижировал оперные и балетные спектакли, которые проводились во время гастролей в 2016, 2017 и 2019 годах в городах Краснодар, Ростов-на-Дону, Воронеж, Волгоград, Астрахань в рамках программы «Большие гастроли. Зарубежная программа» Федерального центра поддержки гастрольной деятельности Министерства культуры Российской Федерации и на трех фестивалях «Видеть музыку» в Москве, организованных Ассоциацией музыкальных театров при поддержке Министерства культуры Российской Федерации и Фонда президентских грантов.

Дирижеры Алексей Горобец и Александр Пахоленко, а также дирижирующий баритон Сергей Дубницкий талантливо управляют как симфоническим оркестром, так и камерным, и духовым. Ко многим спектаклям и концертным программам в формате малых форм они создают свои уникальные музыкальные редакции и оркестровые аранжировки. 

С открытием новых сценических площадок в Донбасс Опере – Театральная гостиная и Холл-сцена – стали появляться спектакли и концертные программы с участием камерного оркестра, который сформирован из числа артистов симфонического оркестра. Артисты работают в непосредственной близости к зрителю и это новый интересный формат как для зрителей, так и для артистов оркестра. Также артисты духовой группы сформировали духовой оркестр, который уже представил на Холл-сцене концертную программу «По главной улице с оркестром» ко Дню Победы и ко Дню освобождения Донбасса от немецко-фашистских захватчиков.

Концертмейстер оркестра заслуженный артист Украины Игорь Милютин (первая скрипка) многие годы служит театру и искусству. Его превосходное соло звучит в операх и в балетах.

Большую помощь дирижерам и солистам в подготовке спектаклей оказывает опытнейший концертмейстер Нина Ильина, которая работает в театре с 1979 года. Для них она – творческий наставник, помощник, друг, тренер и педагог. Разучивая с солистами-вокалистами партии, она контролирует качество их исполнения, работает над устранением трудностей и уже подготовленных передает дирижерам. На урок к Нине Ильиной всегда очередь – получить частичку ее знаний стремится каждый. К тому же Нина Ивановна прекрасно владеет итальянским языком и была суфлером во время гастролей театра в странах ближнего и дальнего зарубежья. Выступления Нины Ильиной за роялем на сцене во время концертов и в фойе театра перед началом спектаклей вызывают неизменное «Браво!».

Талантливые концертмейстеры театра лауреат международных конкурсов Яна Згуевич, лауреат международных конкурсов Алена Чотий, Екатерина Ромашина, Рустем Сердюк – это молодое поколение концертмейстеров, которые ежедневно работают, чтобы зрители каждый раз становились свидетелями одухотворенного единения голоса солистов и звучания оркестра.

Симфонический оркестр – это профессиональные музыканты и удивительные, а порой и уникальные музыкальные инструменты, каждый из которых имеет свою историю. Чтобы показать юным зрителям каждый музыкальный инструмент симфонического оркестра, рассказать о нем, в 2016 году театром была представлена премьера литературно-музыкальной композиции «Путеводитель по симфоническому оркестру» Б. Бриттена.

Подарком для оркестра стало приобретение новых пюпитров и светильников к ним для выступлений оркестра на сцене, а также трубы и роскошной арфы на деньги, вырученные от продажи билетов на спектакли театра. Поэтому можно смело утверждать, что каждый зритель внес свою лепту в благое дело. 

Симфонический оркестр театра в 2016 году принимал участие в концертах, посвященных 125-летю С.С. Прокофьева, при участии известной пианистки из США Валентины Лисицы и народного артиста России Николая Луганского. 

Оркестр Донецкого государственного академического театра оперы и балета имени А.Б. Соловьяненко полон творческих планов, продолжает развиваться и оттачивать свое мастерство. Из сочетания опыта и мастерства старших артистов с инициативностью молодежи получается драгоценный музыкальный сплав – симфонический оркестр театра.

Другие статьи

Донецкий театр оперы и балета, являясь ведущим культурным центром Донецкой Народной Республики, на протяжении многих лет, а именно с 1932 года, ведет активную деятельность, направленную на популяризацию высокого классического оперного и балетного искусства. За годы существования театра на его сцене поставлены сотни образцов мировой классики, выступали выдающиеся артисты, проводились престижные конкурсы и фестивали. Можно с уверенностью сказать, что творческий уровень театра повышается с каждым годом. Все это духовно и культурно обогащает жителей промышленного Донбасса. С 2012 года Донецкий театр оперы и балета известен и под брендом Донбасс Опера.
Донецкий государственный академический театр оперы и балета имени А.Б. Соловьяненко за 90 лет своей творческой деятельности внес огромный вклад в формирование культуры нашего региона, стал мерилом нравственных и духовных ценностей для зрителей. Мы гордимся достойным академическим репертуаром, включающим в себя лучшие образцы русской и мировой классики.
90 лет деятельности Донецкого театра оперы и балета – это десятки тысяч спектаклей, миллионы зрителей, это сотни названий балетов, опер, музыкальных комедий, оперетт, музыкальных сказок, воплощенных на нашей сцене. Среди них все самые известные произведения русской и зарубежной классики, многие из которых были впервые поставлены именно на донецкой сцене.
За 90 лет творческой деятельности в театре были осуществлены постановки классических балетных спектаклей, которые заняли почетное место в репертуаре театра, были признаны и любимы зрителями.
Есть что-то грандиозное и великое в том, что большое количество людей, охваченное единым творческим порывом, транслирует свой поток вдохновения на аудиторию и общается с ней. Огромная роль в создании спектаклей принадлежит хоровому коллективу, который является органичной частью оперной труппы театра.
В 90-м театральном сезоне репертуарная афиша Донбасс Оперы представляет более 60 наименований спектаклей, среди которых присутствуют яркие и полюбившиеся оперы, балеты, оперетты и музыкальные сказки, а также блистательные премьеры.