7 августа 1941 года в Сталино (так тогда назывался Донецк) театр показал свой первый балетный спектакль «Лауренсия» А. Крейна. В апреле 1944 года из эвакуации в родной город возвратились артисты во главе с режиссером Александром Здиховским и художником Эдуардом Ляховичем. Тогда же состоялась премьера оперы «Князь Игорь» А. Бородина с балетной сценой «Половецкие пляски» в постановке балетмейстера Большого театра Касьяна Голейзовского.
В 40-е годы в балетных спектаклях «Лилея» К. Данькевича, «Красный мак» Р. Глиера, «Жизель» А. Адана, «Лебединое озеро» П. Чайковского проявились большие творческие возможности коллектива. Во многих балетах танцевала дончанка выпускница Киевского хореографического училища Елена Горчакова.
Прима-балерина заслуженная артистка Украины Елена Горчакова работала в театре с 1941 года. На протяжении 25 лет исполняла ведущие партии в спектаклях классического и современного репертуара. Ее партнерами на сцене были Николай Третьяков, Олег Поспелов, Виктор Парсаданян, Алексей Ковалев.
В 1951 году ей было присвоено звание заслуженной артистки УССР. А в 1958 году она стала лауреатом Первого украинского фестиваля театров и была включена в делегацию советских артистов, которые блестяще продемонстрировали свое искусство в Финляндии.
После расставания со сценой Елена Петровна еще несколько лет работала в театре как педагог-репетитор, передавая накопленный опыт молодым артистам балета.
Памятная доска приме-балерине Донецкого оперного театра Горчаковой Елене Петровне установлена на доме № 18 по бульвару Пушкина в Донецке, в котором она прожила более сорока лет.
В 1946 году для решения кадровой проблемы в балете при театре была создана хореографическая студия, благодаря которой донецкая труппа пополнялась молодыми артистами, что способствовало постановкам новых балетных спектаклей. Преподавали в студии Клавдия Васина (ученица А.Я. Вагановой) и Нина Гончарова.
Заслуженная артистка УССР Нина Гончарова создала на сцене театра яркие образы Эсмеральды в балете «Эсмеральда» Ц. Пуни, Одетты-Одиллии в балете «Лебединое озеро» П. Чайковского и другие.
В 1947 году состоялась премьера балета «Бахчисарайский фонтан» Б. Астафьева в постановке главного балетмейстера театра Анатолия Гирмана с Ниной Гончаровой в партии Заремы. Этот балет более 40 лет украшал репертуарную афишу театра.
В 1948 году балетная труппа театра пополнилась выпускниками Московского хореографического училища при государственном академическом Большом театре СССР. Главный режиссер Сталинского (Донецкого) театра оперы и балета Здиховский Александр Афанасьевич пригласил нескольких молодых специалистов в свой театр, обещая жилье и ведущие партии в спектаклях. Предложение было крайне заманчивым, и восемь выпускников хореографического училища столицы приехали в Донбасс. Среди этой талантливой молодежи была Галина Семеновна Крамаренко.
У Галины Семеновны было много любимых партий, но первые стали самыми запоминающимися. «Боже, сколько было радости и восторга, – вспоминает Галина Семеновна, – когда я получила свою первую ведущую партию Царь-Девицы в балете «Конек-Горбунок» Ц. Пуни!»
В 1954 году в театре состоялась премьера балета «Спящая красавица» П. Чайковского. Над его постановкой работали балетмейстер Марк Цейтлин, дирижер Виктор Горский, художник Эдуард Ляхович. Партию Авроры исполнила Галина Крамаренко.
За свою карьеру балерины она создала галерею высокохудожественных запоминающихся образов – более 35 партий. И каждая из них требовала разного подхода, творческого поиска, вклада физических, душевных и творческих сил. Ведь танец и драматическая работа над партией в балете неразрывно связаны, а хорошее исполнение во многом зависит от партнеров по сцене. На протяжении многих лет Галина Крамаренко танцевала с Алексеем Ковалевым, Николаем Третьяковым, а в некоторых спектаклях с Рафаилом Хасяновым.
За большие заслуги в развитии балетного искусства в 1957 году Галине Крамаренко было присвоено звание заслуженной артистки УССР, а в 1965 году – народной артистки УССР.
24 года в душе героинь Галины Семеновны кипело пламя любви и самопожертвования. Безукоризненное техническое мастерство и виртуозность ее искусства помогали ей «рассказывать» о своих героинях самое сокровенное.
С 1972 года по настоящее время педагог по балету Галина Крамаренко передает свой богатый опыт молодым танцовщикам. Каждый день она торопится в балетный класс, чтобы дать артистам балета урок, показать то или иное движение, ведь им столько нужно одолеть, столькому научиться.
Период 1950-70-х годов был очень плодотворным для театра. В репертуаре появились прекрасные балетные постановки: «Спящая красавица», «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Франческа да Римини» П. Чайковского; «Бахчисарайский фонтан» Б. Астафьева; «Ромео и Джульетта», «Каменный цветок», «Золушка» С. Прокофьева; «Муза поэта» В. Доценко, В. Стародубровского; «Баядерка», «Дон Кихот» Л. Минкуса; «Шопениана» Ф. Шопена; «Сказки Венского леса», «Большой вальс» И. Штрауса; «Раймонда» А. Глазунова; «Каппелия» Л. Делиба; «Конек-Горбунок», «Эсмеральда» Ц. Пуни; «Лесная песня» М. Скорульского; «Легенда о любви» А. Меликова; «Целина» А. Рудянского и другие. Впервые в хореографическом искусстве на сцене донецкого театра был поставлен балет о тружениках Донбасса, добывающих уголь из недр земли, «Черное золото» В. Гомоляки. Осуществлялись постановки композиторов советских республик: «Шурале» Ф. Яруллина; «Тропою грома» К. Кара-Караева; «Спартак» А. Хачатуряна; «Тысяча и одна ночь» Ф. Амирова. Эти спектакли на протяжении десятков лет были в репертуаре театра и оставались любимыми для всех зрителей.
Над созданием этих спектаклей работали балетмейстеры-постановщики: Марк Цейтлин, Олег Дадишкилиани, Николай Ефремов, Софья Тулубьева, заслуженный артист УССР Николай Трегубов, лауреат государственной премии СССР Семен Дречин, Виктор Шкилько, Владимир Шумейкин.
В 1983 году главный балетмейстер Донецкого театра оперы и балета Владимир Шумейкин пригласил и привез в Донецк 12 выпускников Киевского хореографического училища, а это практически весь класс. Среди пополнивших балетную труппу театра были Инна Дорофеева и Вадим Писарев. С их приходом для театра началась новая эпоха достижений, активной гастрольной деятельности, громких премьер, фестивалей и конкурсов балетного искусства.
90-е годы были трудными для донецкого балета. Однако вопреки долгосрочному ремонту здания театра (5 лет) и потере труппой талантливых танцовщиков балет в Донецке получил небывалую популярность и востребованность. Этот период связан с творчеством Вадима и Инны. Необыкновенная любовь народных артистов Украины Инны Дорофеевой и Вадима Писарева к балету, к своей профессии сделали Донецк балетной столицей Донбасса, а для зрителей каждое выступление с их участием было незабываемым праздником.
Сценическим дебютом Инны Дорофеевой стала партия Одетты в балете «Лебединое озеро»
П. Чайковского, где она танцевала с заслуженным артистом УССР Юрием Мезерей. Первой партией, исполненной в паре с Вадимом Писаревым, стало па-де-де принцессы Флорины и Голубой Птицы из балета «Спящая красавица» П. Чайковского.
В 1990 году она стала лауреатом международного конкурса артистов балета в Джексоне (США). Балерина стажировалась в Большом и Мариинском театре, 3 года работала ведущей солисткой балетной труппы Немецкой оперы на Рейне под руководством выдающегося балетмейстера Хайнца Шперли (Дюссельдорф, Германия), гастролировала в Европе и Америке. Журналисты в газете «Нью-Йорк Таймс» назвали Инну Дорофееву лучшей Жизелью, которую приходилось видеть ранее. Жизель – любимая партия Инны Дорофеевой, самое совершенное ее творение. Ведущие хореографы мира поставили Дорофеевой множество концертных номеров. Она стала гордостью украинского балета.
Вместе со своим неизменным партнером по сцене и супругом в жизни Вадимом Писаревым Инна Дорофеева принимала участие в престижных международных фестивалях балета, была участницей Гала-концертов на Олимпийских играх в Калгари и Сеуле, исполняла классический и современный репертуар на балетных сценах США, Канады, Китая, России, Германии, Франции.
На фестивале «Звезды Мирового Балета» Инна Дорофеева воплотила свою мечту и станцевала «Умирающего лебедя» на музыку Сен-Санса. Перед зрителями разыгралась щемящая сердце драма погибающей птицы, стремящейся каждым трепетным взмахом крыла продлить мгновения жизни. Незабываемое исполнение!
Исполненная Дорофеевой партия Сольвейг в балете «Пер Гюнт» в постановке Вадима Писарева на гастролях в Трондхейме (Норвегия) произвела такое впечатление, будто этот образ создавался именно для нее. За исполнение этой партии Инна Дорофеева в Норвегии получила приз «Золотую розу». Норвежские СМИ удостоили ее величайших похвал и назвали «неземной богиней танца».
Инна Дорофеева, бесконечно совершенствуясь и расширяя рамки своего таланта, в 1999 году окончила отделение балетмейстеров-репетиторов Украинской Академии танца и стала работать с молодыми талантливыми солистами как педагог-репетитор. Благодаря ее самоотверженному труду на донецкой сцене были представлены великолепные сольные партии, а зрители узнали новые имена талантливых артистов балета: Яна Саленко, Светлана Бедненко, Виктория Дымовская. Теперь эти звезды, зажженные прекрасным педагогом Инной Дорофеевой, покоряют мировые балетные сцены.
Самым ярким событием театральной осени традиционно был фестиваль балетного искусства «Звезды Мирового Балета», основанный народным артистом Украины Вадимом Писаревым в 1993 году. Это было событие действительно планетарного уровня – десятки выдающихся танцовщиков со всего мира ежегодно приезжали в Донецк, показывая свое мастерство в различных стилях и направлениях – от классики до ультрамодерна.
С 1994 по 2018 год балетную труппу театра возглавляла главный балетмейстер театра народная артистка Украины Евгения Хасянова. Она сформировала коллектив единомышленников, сплоченных общностью художественных вкусов, взглядов, направленных на создание спектаклей глубоких по своей философской составляющей. Евгения Хасянова сохраняла сложившиеся театральные традиции и развивала их в талантливо поставленных спектаклях. Каждый спектакль в ее постановке привлекает внимание нашей зрителей.
Свои достижения донецкий балет представлял в Японии, Франции, Нидерландах, Бельгии, Швеции, Германии, Швейцарии, Венгрии, Китае, Италии, на Кипре и Омане, США. Неоднократно представлял искусство русской хореографической школы на международных конкурсах.
Как балетмейстер-постановщик Евгения Хасянова поставила на сцене театра более 20 классических спектаклей: «Дон Кихот», «Баядерка» Л. Минкуса; «Спартак» А. Хачатуряна; «Ромео и Джульетта»
С. Прокофьева; «Тысяча и одна ночь» Ф. Амирова; «Спящая красавица», «Щелкунчик», «Лебединое озеро»
П. Чайковского; «Лесная песня» М. Скорульского; а также одноактные балеты: «Сильфиды»
Ф. Шопена; «Пахита» Л. Минкуса; «Франческа да Римини», «Ромео и Джульетта» П. Чайковского; а также балетные сцены: «Половецкие пляски» из оперы «Князь Игорь» А. Бородина; «Вальпургиева ночь» из оперы «Фауст»
Ш. Гуно. В феврале 2012 года состоялась премьера балета «Собор Парижской Богоматери»
Ц. Пуни в ее постановке.
Партия Квазимодо – одна из лучших актерских работ талантливого танцовщика заслуженного артиста Украины Артема Алифанова, где он показал высокую технику исполнения и полное погружение в образ. За короткий период работы в театре он занял положение ведущего солиста и получил признание зрителей.
2014 год. Как и многое в театре, жизнь балетной труппы разделилась на до и после. К открытию сезона осенью 2014 года в балете было два десятка артистов, что катастрофично для многих спектаклей. Лишь благодаря безупречной дисциплине, работоспособности, энтузиазму и преданности своему призванию оставшиеся в театре артисты сделали невозможное – сохранили репертуар, выходя в нескольких разных партиях в одном спектакле. Народная артистка Донецкой Народной Республики Ирина Комаренко с 2014 по 2016 год была единственной исполнительницей главных партий в балетных спектаклях. А параллельно она готовила молодых балерин к сложной роли ведущей солистки балета.
В спектакли привлекались выпускники и учащиеся Школы хореографического мастерства Вадима Писарева, которым пришлось очень быстро повзрослеть и стремительно осваивать серьезный репертуар театра.
Было трудно, очень трудно, но результат стоил усилий. 11 июня 2016 года состоялась премьера новой редакции балета «Лебединое озеро»
П. Чайковского, над которым работали: балетмейстер-постановщик народная артистка Украины Евгения Хасянова; дирижер-постановщик лауреат международного конкурса Юрий Парамоненко; художник-постановщик заслуженный художник Украины Сергей Спевякин; художники по костюмам народная артистка Украины Евгения Хасянова и Оксана Кубекина. В этой постановке блестяще проявили себя как опытные мастера сцены, так и молодые исполнители.
Великолепный дуэт народной артистки Донецкой Народной Республики Ирины Комаренко и заслуженного артиста Украины Максима Вальчика донецкая публика хорошо знает и очень любит. Эта пара на протяжении многих лет исполняла партии Принца Зигфрида и Одетты-Одиллии как в предыдущей постановке «Лебединого озера», так и в последней его редакции. Этот поистине «золотой дуэт» в каждом спектакле покоряет глубиной создаваемых образов, особым вдохновением, чистотой и драматической наполненностью.
Одетта-Одиллия, Джульетта, Никия, Жизель, Китри, Гамзатти, Медора – далеко не полный перечень партий прима-балерины театра Ирины Комаренко. Ее сценические образы в партиях воплощают красоту и нежность, силу и мужество, любовь и жертвенность – и все это в равной степени убедительно и прекрасно.
Станцевав множество разноплановых партий, приобретя такой большой опыт, Ирина Комаренко продолжает служить театру и искусству классического танца в должности балетмейстера. При этом иногда артистка выходит на сцену в балетных спектаклях, что становится для зрителей приятным сюрпризом, а для коллег – полезным мастер-классом.
В эпоху перемен всегда зажигаются новые звезды и проявляются таланты. Последние годы подарили нам новые имена: заслуженный артист Донецкой Народной Республики Роман Белгородский, лауреат международных конкурсов Виктория Губрий, лауреат международного конкурса Анастасия Никольская, лауреат международного конкурса Елизавета Баркалова, Елена Онищенко, лауреат международного конкурса Алексей Гришун, Константин Якивец. Эти имена на устах у любителей балетного искусства, их репертуар с каждым днем увеличивается, а танцевальная карьера стремительно развивается.
С 2014 года репертуарную афишу театра украсили спектакли: балеты «Лесная песня» М. Скорульского; «Баядерка» Л. Минкуса; «Спартак» А. Хачатуряна; «Спящая красавица» П. Чайковского; балетная сцена «Вальпургиева ночь» из оперы «Фауст»
Ш. Гуно; балет-феерия «Малыш и Карлсон» Г. Манчини,
Ч. Чаплина, П. Дюка, К. Джонса и др.; опера-балет «Он хотел жить, «как все другие»» С. Прокофьева,
К. Сен-Санса; театральная мистерия «Carmina Burana» К. Орфа.
Ключевую роль в развитии балета в Донецке в нынешнее время сыграл художественный руководитель театра народный артист Украины Вадим Писарев, ставший балетмейстером-постановщиком балетных спектаклей последних лет. Художественный руководитель, балетмейстер-постановщик, педагог, наставник – все это Вадим Писарев, для которого Донбасс Опера является вторым домом.
С коллективом солистов и артистов балета работают главный балетмейстер театра Валерий Попов и опытные балетмейстеры: народная артистка Донецкой Народной Республики Ирина Комаренко, заслуженная артистка Украины Елена Огурцова, Эльвира Рыкова, а так же репетиторы по балету: народная артистка Украины Галина Крамаренко, Ольга Дранова, Анжелика Кулиева. Все они начинали свой путь в искусстве на сцене нашего театра и теперь помогают талантливой молодежи раскрывать свои возможности.
Сегодня балетная труппа театра – это созвездие артистов, где работают уже признанные мастера сцены и творческая молодежь, которая пополняется талантливыми выпускниками Школы хореографического мастерства Вадима Писарева. Артисты Донбасс Оперы творчески амбициозны, мотивированы на успех и уверены в своих силах.
А значит, донецкий балет ожидают новые постановки, гастроли и перспективное будущее.