Театр многие годы славится своими классическими оперными постановками, однако коллектив всегда открыт для творческого эксперимента, благодаря которому рождаются уникальные спектакли. За это театр многие годы и называли «лабораторией современной оперы».
Перечень спектаклей – это историческая память о постановщиках и солистах оперы, это страницы девяностолетней жизни, полной творческих поисков, сомнений, радостей и побед.
На протяжении многих лет творческий коллектив театра возглавляли талантливые постановщики. Режиссеры – народный артист УССР Александр Здиховский, народный артист УССР Евгений Кушаков, народный артист Украины Виталий Аверченко, Петр Марущенко, Александр Лебедев и другие. Дирижеры – заслуженный артист УССР Игорь Лацанич, заслуженный артист УССР Валентин Куржев, народный артист Украины Тарас Микитка, народный артист Украины Василий Василенко. Хормейстеры – народный артист УССР Николай Тараканов, Кира Чекарамит, народная артистка Украины, лауреат Национальной премии Украины имени Тараса Шевченко Людмила Стрельцова, которая и сейчас продолжает свое служение театру.
Благодаря этим выдающимся профессионалам в золотой фонд театра вошли многие спектакли – как новые этапы его развития. Спектакли в их постановке характеризуются глубоким проникновением в музыкальную драматургию.
Две масштабные исторические оперы – «Князь Игорь» А. Бородина и «Иван Сусанин» М. Глинки – ознаменовали создание театра оперы и балета в 1932 году и открытие нового здания театра в 1941 году.
В честь первой годовщины освобождения Донбасса от немецких войск в театре в апреле 1944 года состоялась премьера оперы «Князь Игорь» А. Бородина. Балетную сцену «Половецкие пляски» из оперы поставил хореограф Большого театра Касьян Голейзовский.
В 1948 году состоялись премьеры опер русской классики: «Царская невеста», «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова, «Пиковая дама» П. Чайковского. В этом же году ведущим солистом Донецкого театра из Ленинграда был приглашен заслуженный артист РСФСР Александр Коробейченко. Он был уникальным артистом – сам придумывал и шил костюмы, обувь к спектаклям, прекрасно владел итальянским языком. Как исследователь изучал секреты вокальной техники выдающихся певцов, вел дневник. Был энциклопедически образованным человеком. В июле 1952 года встретились две Личности: Великий учитель – Александр Коробейченко и талантливый ученик – студент Донецкого политехнического института Анатолий Соловьяненко, который вошел в историю мирового вокального искусства. Десять лет упорных совместных занятий (с 1952 по 1962 г.), тысяча уроков вокала, сольфеджио, итальянского языка, истории музыки, прослушивание записей, явились прологом к той сенсации, которую произвел преподаватель начертательной геометрии Донецкого политехнического института. Анатолий Соловьяненко впервые выступил в 1962 году на творческом отчете-концерте народных коллективов художественной самодеятельности Донецкой области в Киеве. Блестяще исполнив арию Радамеса из оперы «Аида» Дж. Верди, он был принят солистом в Киевский театр оперы и балета.
В 1952 году состоялась премьера оперы «Отелло» Дж. Верди, где партию Отелло блестяще исполнил Александр Коробейченко. Осуществили эту постановку режиссер В.И. Христофоров, дирижер В.К. Горский, художник В.П. Московченко. Спектакль был в репертуаре театра более 10 лет.
Александр Николаевич Коробейченко идеально владел голосом, создавая замечательные образы героев. Он внес большой вклад в развитие оперного искусства Донбасса.
В 50-70-е гг. репертуарная афиша пополнилась операми русских, советских и зарубежных композиторов: «Молодая гвардия», «Ярослав Мудрый» Ю. Мейтуса; «В бурю» Т. Хренникова; «Тихий Дон» И. Дзержинского; «Демон» А. Рубинштейна; «Русалка» А. Даргомыжского; «Дубровский» Э. Направника; «Руслан и Людмила» М. Глинки; «Флория Тоска» Дж. Пуччини; «Аида», «Бал-маскарад», «Трубадур», «Отелло» Дж. Верди; «Паяцы» Р. Леонкавалло; «Терезина» О. Штрауса; «Севастопольский вальс» К. Листова; «Бравый солдат Швейк» А. Спадавеккиа; второй редакцией оперы «Пиковая дама» П. Чайковского; «Обручение в монастыре» С. Прокофьева. Каждая премьера становилась событием в культурной жизни города.
Большой вклад в становление и развитие донецкого театра за эти годы внесли режиссеры: Иосиф Лапицкий, Яков Пресман, народный артист УССР Александр Здиховский, Алексей Варламов, Лев Гискин, Константин Цимбал; дирижеры: Генрих Рисман, заслуженный деятель искусств УССР Александр Пресич, Камал Абдуллаев, Евгений Шехтман, который более 20 лет работал в театре; художники: Эдуард Ляхович, Борис Купенко; хормейстеры: народный артист УССР Николай Тараканов, Кира Чекарамит. Благодаря их таланту на сцене нашего театра прозвучали гениальные произведения русской классики.
Более 40 лет своей творческой жизни посвятил театру главный режиссер народный артист УССР Александр Здиховский. Он поставил на донецкой сцене более 60 оперных и музыкальных спектаклей. Его талант как блестящего постановщика массовых сцен особенно ярко проявился в монументальных спектаклях: «Пиковая дама», «Мазепа» П. Чайковского; «Борис Годунов» М. Мусоргского; «Царская невеста» Н. Римского-Корсакова; «Князь Игорь» А. Бородина.
С 1955 по 1960 г. в Донецком театре оперы и балета работал Юрий Гуляев (баритон), в будущем народный артист СССР. Донецкие зрители помнят его в партиях: Валентин – «Фауст» Ш. Гуно; Елецкий – «Пиковая дама» П. Чайковского; Фигаро – «Севильский цирюльник» Дж. Россини и других. Став в 1959 году лауреатом Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Вене, был приглашен в Киевский театр оперы и балета.
Ведущие солисты театра с большим успехом выступали в Югославии, Франции, Англии, Португалии, Австрии, Швеции, Афганистане, Японии, на Кубе и во многих других странах мира. Творчество солистов оперы высоко оценивала зарубежная пресса, а спектакли с их участием пользовались неизменным успехом у зрителей.
Основу оперной труппы составили заслуженные и народные артисты УССР: Тамара Подольская, Тамара Собецкая, Павел Рише, Александр Колобов, Юрий Сабинин, Мария Веденева, Маргарита Мищенко, Надежда Романкова, Александр Кока, Людмила Сиренко, Виктор Терехов, а также солисты: Анна Гусева, Клара Гайдамак, Станислава Невидловская, Валентина Щепетнова, Лидия и Виктор Качаловы, Николай Боровой и другие. Такой сильный состав позволил театру вести неустанную работу по сохранению лучших образцов оперной классики.
Пришедшие им на смену выдающиеся артисты приумножали славу своих знаменитых предшественников. Целая плеяда оперных исполнителей на протяжении нескольких десятилетий составляла гордость и славу нашего театра – народные артисты УССР: Геннадий Каликин, Раиса Колесник, Николай Момот, Тамара Лагунова, Валентин Землянский; заслуженные артисты УССР Александр Галенкин, Александр Кока, Надежда Романкова, Василий Сорокин, Игорь Диков, Юрий Косенко, Валентина Мищенко, Калерия Каменьянова, Виктор Жук, Анатолий Воронин и другие.
Благодаря этим солистам театр осуществил премьеры русской и мировой оперной классики: «Черевички», «Мазепа», «Иоланта», «Евгений Онегин» П.И. Чайковского; «Моцарт и Сальери» Н.А. Римского-Корсакова; «Борис Годунов» М.П. Мусоргского; «Обручение в монастыре», «Семен Котко» С. Прокофьева; «Запорожец за Дунаем» С. Гулака-Артемовского; «Богдан Хмельницкий» К. Данькевича; «Мадам Баттерфляй», «Богема», «Девушка с Запада» Дж. Пуччини; «Риголетто», «Набукко», «Травиата», «Аида», «Фальстаф», «Бал-маскарад», «Трубадур», «Отелло» Дж. Верди; «Сельская честь» и П. Масканьи; «Любовный напиток», «Лючия ди Ламмермур» Г. Доницетти; «Паяцы» Р. Леонкавалло; «Кармен» Ж. Бизе; «Севильский цирюльник» Дж. Россини; «Фауст» Ш. Гуно; «Андре Шенье» У. Джордано; «Лакме» Л. Делиба; «Дон Жуан» В.А. Моцарта.
Начиная с 90-х гг. в театр приходит новое поколение режиссеров, художников, дирижеров, которые сохраняют традиции театра и нацелены на постановку классических спектаклей, в которых зрители продолжают открывать для себя духовные богатства, а новым поколениям исполнителей классика дает неисчерпаемый материал для творчества.
Генеральный директор театра заслуженный деятель искусств Украины Василий Рябенький, художественный руководитель народный артист Украины Вадим Писарев, главный дирижер народный артист Украины Василий Василенко продолжали завоевывать любовь зрителей интересным репертуаром, приглашая известных режиссеров, дирижеров, оперных исполнителей. Афиша театра была представлена поистине уникальным классическим репертуаром.
С 1993 года, по приглашению зарубежных импресарио, коллектив театра начал выезжать на фестивали оперного искусства в Испанию, Италию, Францию, Германию со спектаклями: «Отелло», «Травиата», «Набукко», «Риголетто», «Аида» Дж. Верди; «Мадам Баттерфляй», «Тоска», «Богема», Дж. Пуччини, «Лючия ди Ламмермур» Г. Доницетти; «Кармен» Ж. Бизе. Спектакли и на донецкой сцене, и в европейских городах исполнялись на языке оригинала.
В 2006 году в нашем театре состоялась премьера комической оперы «Фальстаф» Дж. Верди. Режиссер-постановщик – Александр Лебедев (Россия), дирижер-постановщик – народный артист Украины Василий Василенко, хормейстер-постановщик – народная артистка Украины Людмила Стрельцова, художник-постановщик и художник по костюмам – Разван Драганеску (Румыния).
В 2011 году на сцене театра была поставлена опера «Турандот» Дж. Пуччини. Режиссер-постановщик – Александр Лебедев (Россия), дирижер-постановщик – народный артист Украины Василий Василенко, хормейстер-постановщик – народная артистка Украины Людмила Стрельцова, художник-постановщик – Надежда Швец (Харьков) и художник по костюмам – Сергей Чепур (Харьков).
Успех этих спектаклей стал событием в театральной жизни не только в Донецке, но и в Испании, Германии, куда театр выезжал на гастроли.
В декабре 2012 года впервые в Украине на сцене донецкого театра на языке оригинала зазвучала опера «Летучий Голландец» Р. Вагнера. Проект был приурочен к 200-летию со дня рождения Рихарда Вагнера и реализован при поддержке посольства Германии в Украине и культурного центра Гете-Институт в Киеве.
В постановочную группу были включены постановщики и исполнители из Германии, Украины, России, Австрии. Режиссер-постановщик спектакля Мара Курочка (Германия) представила романтическую драму о человеческих взаимоотношениях и любви.
Специально для этой постановки театр приобрел профессиональный видеопроектор Barco, с помощью которого сценографы Торге Меллер и Моме Хинрихс (Германия) создали иллюзию плывущего корабля и бушующего моря, огня и золота. Костюмы были разработаны художником из Германии Юлией Харттунг.
Музыкальная составляющая спектакля была реализована дирижером-консультантом заслуженным артистом России Михаилом Синькевичем, главным дирижером театра народным артистом Украины Василием Василенко, главным хормейстером народной артисткой Украины Людмилой Стрельцовой. Вскоре после премьеры «Летучий Голландец» был представлен на гастролях в Киеве, Одессе, Львове и в Германии.
В 2014 году начался новый этап жизни оперной труппы театра – возрождение и дальнейшее развитие всем трудностям вопреки.
За годы военных действий в Донбассе состоялись премьеры спектаклей, которые поражают своим масштабом и грандиозностью.
Опера «Бал-маскарад» Дж. Верди, премьера которой состоялась 30 октября 2015 года, стала знаковым спектаклем для Донбасс Оперы, поскольку именно она стала первой премьерой театра с начала боевых действий на территории Донбасса. Над премьерой оперы работали: режиссер-постановщик – народный артист России Юрий Лаптев (Санкт-Петербург); дирижер-постановщик – лауреат международного конкурса Юрий Парамоненко; хормейстер-постановщик – народная артистка Украины, лауреат Национальной премии Украины имени Тараса Шевченко Людмила Стрельцова; художник-постановщик – заслуженный художник Украины Сергей Спевякин; художник по костюмам – Оксана Кубекина.
Команде профессионалов-энтузиастов в сложнейших условиях удалось поставить такой спектакль, которому, без каких-либо скидок на обстоятельства, аплодируют и которым восхищаются не только в Донецке, но и в городах России, где его представляли на гастролях и фестивалях.Творением этой же постановочной группы стала и впечатляющая премьера мистической оперы «Пиковая дама» П. Чайковского, которая была представлена 6 октября 2018 года. Великолепная музыка в исполнении ведущих солистов-вокалистов, артистов хора и оркестра, изумительные балетные номера, роскошные костюмы и декорации перенесли зрителя в эпоху Екатерины II.
Оперная Примадонна с мировым именем художественный руководитель оперной труппы заслуженная артистка РСФСР Людмила Шемчук (меццо-сопрано) прекрасно исполнила партию Графини в этом спектакле.
Людмила Степановна Шемчук в разные годы работала солисткой в Киевском государственном театре оперы и балета им. Т. Шевченко, Минской опере, Большом театре, Венской государственной опере. Является лауреатом самых престижных в мире конкурсов вокалистов, одним из которых является VI Международный конкурс имени П.И. Чайковского (Москва), где артистка стала лауреатом I премии и обладателем Золотой медали. Исполняла ведущие партии в спектаклях ведущих театров мира; Ла Скала, Венская опера, Метрополитен-Опера, Арена ди Верона, Терме Каракалла и других. Партнерами Людмилы Шемчук по сцене были Лучано Паваротти, Пласидо Доминго, Николай Гяуров, Никола Мартинуччи, Пьеро Капучилли, Луис Лима, Франко Бонисолли.
С 2003 по 2020 год Людмила Шемчук работала в Донецком государственном академическом театре оперы и балета – сначала солисткой-вокалисткой, а затем художественным руководителем оперной труппы. В ее репертуаре более 30 ведущих партий классического оперного репертуара.
6 июля 2019 года афишу театра украсила премьера театральной мистерии «Carmina Burana» К. Орфа. Это постановка, определяющая качественный уровень труппы театра, в которой сломаны все стереотипы статичного хорового исполнения этого произведения. Создана уникальная концепция, грамотно расставлены акценты и задействованы мощнейшие ресурсы театра – солисты-вокалисты, солисты и артисты балета, хор, оркестр, миманс. Эксклюзивно для Донбасс Оперы был создан полноценный спектакль – театральная мистерия в двух действиях с четкой сюжетной линией, повествующей о жизни людей эпохи Средневековья, об их представлениях о праведности и грехе, о самой жизни и смерти, а также о роли могущественной Фортуны.
Главным действующим лицом в спектакле является хор. У каждого артиста хора прописана своя роль и задача, отображающая бытовую, мирскую составляющую жизни средневекового человека.
Над созданием «Carmina Burana» работали талантливые мастера: режиссер-постановщик – дипломант Национального театрального фестиваля «Золотая Маска» Александр Лебедев (Санкт-Петербург – Омск – Новосибирск); дирижер-постановщик – лауреат международного конкурса Юрий Парамоненко; хормейстер-постановщик – народная артистка Украины, лауреат Национальной премии Украины имени Тараса Шевченко Людмила Стрельцова; хореограф-постановщик – народный артист Украины Вадим Писарев; художник-постановщик – заслуженный художник Украины Сергей Спевякин; художник по костюмам – член Союза художников России, заслуженный художник Хабаровского края Наталья Сыздыкова (Хабаровск).
14 ноября 2020 года Донбасс Опера представила премьеру комической оперы «Любовные похождения сэра Джона Фальстафа» Дж. Верди в постановке российского режиссера дипломанта Национального театрального фестиваля «Золотая маска» Александра Лебедева, который был приглашен театром при содействии Министерства культуры Донецкой Народной Республики и Русского центра.
В репертуаре театра ранее была опера «Фальстаф», и более того – в постановке Александра Лебедева. Однако по творческому замыслу режиссера новая постановка оперы носит иной характер и даже другое название. Это абсолютно другой спектакль с новыми декорациями, костюмами, мизансценами, действие которого перенесено в современный мир. При этом основная сюжетная линия и развитие событий сохранены.
Опера «Любовные похождения сэра Джона Фальстафа» собрала в себе всю мощь оперной труппы – почти 30 солистов, весь хор под руководством народной артистки Украины, лауреата Национальной премии Украины имени Тараса Шевченко Людмилы Стрельцовой и огромный состав оркестра под управлением лауреата международного конкурса Юрия Парамоненко.
Декорации, костюмы и реквизит изготовлены по эскизам главного художника театра заслуженного художника Украины Сергея Спевякина и художника по костюмам Оксаны Кубекиной.
Наряду с новыми операми на сцену Донбасс Оперы вернулись «Турандот» Дж. Пуччини, «Сельская честь» П. Масканьи, «Любовный напиток» Г. Доницетти. В эти спектакли были введены новые солисты, заново проработана режиссура, восстановлены декорации, и их по праву можно назвать премьерами. Основную работу над ними провели главный режиссер театра Оксана Антоненко и режиссер-постановщик Валентина Куркчи-Максина.
Оксана Антоненко за годы работы в Донбасс Опере прошла путь от артистки хора до главного режиссера. Ею поставлены прекрасные спектакли, которые являются гордостью театра: сценическая версия оперы «Царская невеста» Н. Римского-Корсакова; опера «Сельская честь» П. Масканьи; опера-балет «Он хотел жить, “как все другие”» С. Прокофьева, К. Сен-Санса; музыкальная сказка «Золушка» А. Спадавеккиа; музыкальные сказки «Стойкий оловянный солдатик» С. Баневича, «Алиса в стране чудес» В. Баскина «Новогодние приключения», «По щучьему велению», «Новогоднее путешествие Садко»; литературно-музыкальная композиция «Путеводитель по симфоническому оркестру» Б. Бриттена; мюзикл «Буратино» А. Рыбникова; Кофейная кантата И.С. Баха; опера-пародия «Пирам и Фисба» Дж.Ф. Лэмпа.
Премьеры, достижения, свершения – все это стало возможным благодаря прекрасным и бесстрашным артистам, которые служат театру и искусству Донбасса. Сегодня в театре работают: заслуженные артисты Украины Юрий Алексейчук, Фатима Касьяненко, Наталия Нарожная, Татьяна Плеханова; заслуженные артисты Донецкой Народной Республики Анна Максудова, Вадим Воловчук; лауреаты международных конкурсов Элона Коржевич, Владислав Лысак, Артем Ярошевич, Евгений Удовин, Екатерина Алексейчук, Елена Бабич, Ирина Головченко, Анастасия Мельникова, Оксана Носатова, Дарья Терещенко, Андрей Кривохата и другие.
С солистами оперы в качестве репетитора по вокалу работает известная оперная исполнительница народная артистка УССР Тамара Лагунова (лирико-драматическое сопрано).
Лагунова Тамара Алексеевна, окончив Новосибирскую государственную консерваторию (класс педагога Л. Мясниковой), с 1971 по 1975 год работала в Самаркандском театре. Донецкие зрители впервые услышали ее в 1975 году в опере «Трубадур» Дж. Верди, где она исполняла партию Леоноры. Солистка покорила зрителей внешней беззащитностью и силой характера, нежностью и суровым неприятием компромисса и, конечно же, силой своего голоса. Японская публика и пресса признала ее одной из лучших исполнительниц партии Баттерфляй в опере «Мадам Баттерфляй» Дж. Пуччини в их стране. А услышав в ее исполнении партию Дездемоны в опере «Отелло» Дж. Верди на гастролях театра в Италии, итальянская пресса писала: «Певица доходила до таких пианиссимо и тонкого узора, которые редко можно услышать даже в сезоны итальянских оперных театров». Представители средств массовой информации в Италии, Испании признали Тамару Лагунову певицей мирового класса, а зрители Донбасса всегда были благодарны ей за ее исполнение и талант. Теперь же Тамара Алексеевна Лагунова передает свой богатый опыт молодым талантливым солистам донецкой оперы.
Дирижеры, режиссеры, солисты, артисты хора, концертмейстеры, помощники режиссера, суфлер – эти специалисты вкладывают все свои знания, опыт и душу, чтобы оперный репертуар театра пополнялся новыми жемчужинами мировой классики.