В единстве – сила

Есть что-то грандиозное и великое в том, что большое количество людей, охваченное единым творческим порывом, транслирует свой поток вдохновения на аудиторию и общается с ней. Огромная роль в создании спектаклей принадлежит хоровому коллективу, который является органичной частью оперной труппы театра.

В единстве – сила

Есть что-то грандиозное и великое в том, что большое количество людей, охваченное единым творческим порывом, транслирует свой поток вдохновения на аудиторию и общается с ней. Огромная роль в создании спектаклей принадлежит хоровому коллективу, который является органичной частью оперной труппы театра.

С 1932 года хор прошел путь напряженного творческого труда, ведущего к вершинам хоровой культуры и исполнительского  мастерства. Бережное хранение традиций хорового исполнительства и профессиональная работа над музыкальным материалом являются приоритетами для коллектива. При этом хор открыт для творческого эксперимента, который культурно и духовно обогащает театр и зрителя.

Коллектив хора имеет обширный и разнообразный оперный и концертный репертуар, состоящий из произведений мировой классики. На протяжении многих лет ведется линия исполнения высокодуховных произведений, которые являются показателем высочайшего профессионального уровня оперного театра и создают особую духовную атмосферу. В разные годы хор театра исполнял Литургию

С. Рахманинова, Торжественную мессу Л. ван Бетховена, Маленькую торжественную мессу Дж. Россини, «Stabat Mater» Дж. Россини, Реквием В.А. Моцарта, Реквием

Дж. Верди, «Мессию» Г.Ф. Генделя, «Сотворение мира» Й. Гайдна, Торжественную вечерню В.А. Моцарта и другие духовные произведения. Сегодня кантатно-ораториальный жанр, над которым усиленно работает хор, включает в себя Маленькую торжественную мессу

Дж. Россини, Реквием Дж. Верди, Торжественную вечерню В.А. Моцарта.

Красивое хоровое пение можно услышать не только в операх и опереттах, но и в музыкальных сказках и даже в балетных постановках. В балетах «Щелкунчик» П. Чайковского, «Тысяча и одна ночь» Ф. Амирова, «Спартак» А. Хачатуряна артисты хора погружают в особую атмосферу, делая спектакль невероятно волшебным, сказочным или трагичным.

Без участия хора не обходятся и мероприятия государственного уровня, посвященные праздничным и памятным датам, проводимые в нашем театре, в Парке Ленинского Комсомола у мемориала «Твоим освободителям, Донбасс», на Саур-Могиле. Он всегда звучит мощно, убедительно, задавая особый тон мероприятию.

Хор театра сотрудничал со многими композиторами современности. Некоторые сочинения Ю. Мейтуса,

М. Карминского, В. Губаренко, Л. Колодуба впервые были исполнены именно хором Донецкого театра.

В разные годы коллектив хора возглавляли опытные хормейстеры: Виктор Бричевский, Леонид Шполянский, Кира Чекарамит, народный артист УССР Николай Тараканов.

Николай Тараканов был приглашен в театр в середине 1950-х годов на должность главного хормейстера. Его работа не замедлила дать ощутимые положительные результаты. Возрос уровень художественных требований к хору, усилилось внимание к всестороннему раскрытию композиторского замысла. В репертуаре театра появились такие высокохудожественные спектакли: «Аида», «Бал-маскарад»

Дж. Верди; «Тихий Дон» И. Дзержинского; «Запорожец за Дунаем» С. Гулака-Артемовского, которые отличались углубленным раскрытием музыкальной драматургии.

С 1975 года хор театра возглавляет Людмила Семеновна Стрельцова, создавшая свой стиль оперного и хорового исполнительства. На протяжении более сорока лет рядом с главным хормейстером неизменно находится инспектор хора Георгий Иванович Дулумбаджи. Вместе с Людмилой Семеновной Стрельцовой они прошли длинный творческий путь, их совместный труд – это целая эпоха оперного хорового исполнительства в Донбассе. 

Хор – творение души и сердца Людмилы Стрельцовой и именно ему она посвящает свою жизнь, придумывая новые идеи и воплощая их в творчестве. 

За весомый личный вклад в развитие хорового искусства Людмиле Стрельцовой 9 марта 2000 года присвоено звание народной артистки Украины. Ее большой вклад в реализацию масштабного украинско-немецкого культурного проекта – постановку оперы «Летучий Голландец» 

Р. Вагнера (премьера состоялась 8 декабря 2012 года) – отмечен Национальной премией Украины имени Тараса Шевченко.

Как опытнейший хормейстер Людмила Семеновна работает с большим коллективом. Многие нынешние солисты-вокалисты оперной труппы являются выходцами из хора.

С 1993 года хоровой коллектив театра ведет активную гастрольную деятельность, принимая участие в фестивалях оперного искусства и представляя концертные программы в Бельгии, Германии, Италии, Испании, Португалии, 

России, Украине, Франции. Зарубежная публика и пресса всегда отмечают красоту и богатство звучания хора. Постоянная циркуляция творческой энергии во время гастролей – это гарантия развития и расширения возможностей коллектива. Артисты обмениваются вдохновением и идеями. Это позволяет им посмотреть на себя, мир и искусство с разных сторон, расширяет кругозор и дает совершенно новый результат. Теплый прием со стороны зрителей и положительные отзывы музыкальных критиков вдохновляют и мотивируют на дальнейшую работу, чтобы каждый раз радовать и удивлять.

 Военные действия, которые начались на территории Донбасса в 2014 году не могли не отразиться и на хоре театра. К началу театрального сезона из 70 артистов хора осталось меньше половины состава. И главный хормейстер театра Людмила Стрельцова, по сути, создала новый хор из числа студентов Донецкой музыкальной академии. Она приложила много сил и труда, чтобы заново сформированный хор зазвучал на достойном уровне в операх, которые театр вернул в свой репертуар: «Аида», «Набукко» Дж. Верди; «Богема», «Мадам Баттерфляй», «Турандот» Дж. Пуччини и других. 

Благодаря участию хора под руководством Людмилы Семеновны состоялась премьера оперы «Бал-маскарад» 

Дж. Верди в 2015 году, «Пиковая дама» 

П.И. Чайковского в 2018 году, театральной мистерии «Carmina Burana» К. Орфа в 2019 году, оперы «Любовные похождения сэра Джона Фальстафа» 

Дж. Верди в 2020 году и другие. 

В 2017 году в ее постановке состоялась премьера уникального концерта «Да здравствует Жизнь!» на музыку В.А. Моцарта, аналогов которому нет на мировой оперной сцене. В канву Торжественной вечерни вплетены тонкие пластические этюды, стихотворные паузы. Каждый 

номер воплощает определенный образ в космическом пространстве – от Гравитации и Большого Взрыва до постоянно расширяющейся Вселенной. Постановка показывает, насколько прекрасен и органичен мир, озаряемый музыкой Моцарта, которая воспевает жизнь, радость, свет и любовь. Хормейстер-постановщик Людмила Стрельцова пояснила: «Наше прочтение Моцарта не похоже на традиционное исполнение Торжественной вечерни, оно другое. Четко выдержав стиль, все же нет преданности стереотипам. Театр всегда находится в поиске новых форм, и наш концерт это подтверждает. Так мы расширяем границы нашего театрального диалога со зрителем. Это спектакль, где музыка, вокал, слово, хореография – равноценны». 

В 2019 году Донбасс Опера представила грандиознейшую премьеру – театральную мистерию «Carmina Burana» К. Орфа в постановке дипломанта Национального театрального фестиваля 

«Золотая Маска» Александра Лебедева (Санкт-

Петербург – Омск – Новосибирск) с хореографией 

народного артиста Украины Вадима Писарева. Дирижер-постановщик – лауреат международного конкурса Юрий Парамоненко, хормейстер-постановщик – народная артистка Украины, лауреат Национальной премии Украины имени Тараса Шевченко Людмила Стрельцова.

Постановка мистерии «Carmina Burana» – это эксклюзивный проект Донбасс Оперы и другого такого спектакля в мире нет. Зритель привык к статичному концертному исполнению этого произведения, иногда в него внедряется балет с хореографическими зарисовками. Но в нашем театре все иначе – талантливейший режиссер Александр Лебедев создал спектакль о жизни западноевропейского Средневековья с участием солистов-вокалистов, солистов и артистов балета, артистов хора, оркестра и миманса. Однако главным действующим лицом в спектакле является хор. Именно на него ложится основная смысловая и вокальная нагрузка произведения. Исполняя партии наизусть, а не с нотами в руках, на старинных языках (латинском и средневерхненемецком) они на фоне невероятных декораций в потрясающих неповторяющихся костюмах играли, или даже скорее проживали жизни разных слоев средневекового общества. 

Александр Лебедев не раз в своих интервью отмечал: «Свою задумку и концепцию мистерии «Carmina Burana» я смог реализовать только благодаря удивительной работоспособности и подвижности хора Донецкого театра оперы и балета, их готовности идти на эксперимент и выполнять непривычные для артистов хора задачи. Далеко не с каждым коллективом такое получится».

Гастрольная деятельность хора в последние 

годы – насыщенная и интересная. Он трижды принимал участие в гастролях в 2016, 2017, 2019 году в Краснодаре, Ростове-на-Дону, Воронеже, Волгограде, Астрахани в рамках программы «Большие гастроли», организованной Федеральным центром поддержки гастрольной деятельности Министерства культуры Российской Федерации. 

Начиная с 2019 года хор театра принимал участие трех Фестивалях музыкальных театров «Видеть музыку» в Москве, организованном Ассоциацией музыкальных театров России при поддержке Министерства культуры Российской Федерации и Фонда президентских грантов. Каждый раз хор Донбасс Оперы получал заслуженную похвалу; зрители, критики, представители средств массовой информации и работники театров выражали искренний восторг качеством звучания хора Донецкого оперного театра, благодарили за возможность полюбоваться и послушать этот удивительный коллектив. В числе представленных Донбасс Оперой постановок была и «Carmina Burana» (2020 г.). Известный балетовед заслуженный деятель искусств России Валерия Уральская была восхищена нашим театром, мужеством его артистов и руководства. Она безо всяких скидок сказала, что в «Carmina Burana» хор – это не поющая масса, а действующая сила, где каждый – артист со своим ярким характером и манерой поведения.

Отзывы музыкальных критиков о работе хора говорят сами за себя: «Прекрасен хор под управлением Людмилы Стрельцовой: свежие и сильные голоса поют и ярко, и аккуратно одновременно», – говорит известный музыкальный обозреватель и театральный критик Александр Матусевич в «Музыкальном клондайке».

«Хор продемонстрировал богатство оттенков, и опера предстала многокрасочной хоровой фреской не в меньшей степени, чем бенефисом солистов», – пишет в «Музыкальном клондайке» Надежда Кузякова.

Сегодня в хоре Донбасс Оперы работают опытные мастера, которые служат Театру многие годы, и харизматичная талантливая молодежь, которая постигает искусство совмещения невероятного количества творческих задач  и познает что-то новое с каждым сезоном, с очередной постановкой. Коллектив хора Донбасс Оперы отличают высочайший разносторонний уровень образования, неравнодушие к профессии, хорошие вокальные данные и пламенное сердце, чтобы созерцать творческий процесс и проникаться им. Искренность, реалистичность, органичность поведения хора на сцене покоряют и вызывают овации донецкого зрителя. Коллектив постоянно ищет новые формы ансамбля и новые тембровые сочетания. Неизменный творческий поиск – вот кредо коллектива хора.

Весь этот потрясающий опыт приобретен в результате правильной, всесторонней подготовки как внешней – через гастроли, так и внутренней – через воспитание ощущения единства внутри коллектива и его сонастроенности, которая передается зрителю. Кроме таланта, у артистов есть то, что можно назвать душой коллектива – общая идея, нацеленность на высокое качество, единая энергия. Чтобы создавать музыку, нужно быть открытым человеком и каждую секунду любить то, что ты делаешь. В результате получается захватывающее действо, которое гарантированно понравится публике. Зритель любит наш хор и, видя профессиональное единение на сцене, еще раз убеждается, что в единстве – сила.

 

Другие статьи

Донецкий театр оперы и балета, являясь ведущим культурным центром Донецкой Народной Республики, на протяжении многих лет, а именно с 1932 года, ведет активную деятельность, направленную на популяризацию высокого классического оперного и балетного искусства. За годы существования театра на его сцене поставлены сотни образцов мировой классики, выступали выдающиеся артисты, проводились престижные конкурсы и фестивали. Можно с уверенностью сказать, что творческий уровень театра повышается с каждым годом. Все это духовно и культурно обогащает жителей промышленного Донбасса. С 2012 года Донецкий театр оперы и балета известен и под брендом Донбасс Опера.
Донецкий государственный академический театр оперы и балета имени А.Б. Соловьяненко за 90 лет своей творческой деятельности внес огромный вклад в формирование культуры нашего региона, стал мерилом нравственных и духовных ценностей для зрителей. Мы гордимся достойным академическим репертуаром, включающим в себя лучшие образцы русской и мировой классики.
90 лет деятельности Донецкого театра оперы и балета – это десятки тысяч спектаклей, миллионы зрителей, это сотни названий балетов, опер, музыкальных комедий, оперетт, музыкальных сказок, воплощенных на нашей сцене. Среди них все самые известные произведения русской и зарубежной классики, многие из которых были впервые поставлены именно на донецкой сцене.
За 90 лет творческой деятельности в театре были осуществлены постановки классических балетных спектаклей, которые заняли почетное место в репертуаре театра, были признаны и любимы зрителями.
В 90-м театральном сезоне репертуарная афиша Донбасс Оперы представляет более 60 наименований спектаклей, среди которых присутствуют яркие и полюбившиеся оперы, балеты, оперетты и музыкальные сказки, а также блистательные премьеры.